Инженерная и профессиональная психология

Инженерная и профессиональная психология

Материалы к курсу

Профессор Ю. К. Стрелков

Введение 4
Часть I. Анализ труда 5
1.Ошибка человека 5
Концепция ошибки 5
Расследование происшествий: вина и ответственность 8
Субъект. Разбор совершенной ошибки 10
Анализ летного происшествия 12
Классификация ошибок 14
Ошибка и опыт 17
Почему люди не учатся на ошибках? 18
Ошибки штурмана и пилота 19
Методика 1.1 Моделирование отказа гироскопа 21
Методика 1.2. Интервью штурманов и пилотов 23
Дальнейшая разработка темы. Профилактика ошибок. 27
Методики (краткий перечень) 27
Темы для размышления. 27
Материалы для изучения. Что можно уяснить из сообщений о человеческих ошибках? Й. Раcмуссен 28
2.Профессиональное действие 32
Теоретический анализ 32
Модели элементарного акта 41
Методика 2.1. Моделирование трудового действия 46
Методика 2.2. Изучение переработки информации человеком 53
Действие или поток операций? 57
* * * 61
Специфика труда операторов 62
Методики (перечень и характеристика) 64
Темы для размышления 65
3. Задача 66
Понятие профессиональной задачи 66
Таксономия задач в виде набора глаголов 67
Простые и сложные задачи в труде оператора 67
Субъект и задача 68
Мышление оператора 72
Решение сложных задач штурманами и пилотами 72
Навигационный образ полета. 78
Методика 3.1. Моделирование штурманского труда 83
Методика 3.2. Смена системы отсчета 89
Методика 3.3. Зависимость от поля и манипуляции системами отсчета. 91
Методика 3.4. Психологическое содержание труда при снижении и заходе на посадку. 94
О некоторых особенностях построения методик. 100
Дальнейшая разработка темы: 102
Сложные и простые задачи в разных видах труда 103
Методики (краткий перечень) 103
Темы для размышления 103
Когнитивные стили и зависимость от поля. Рудольф Фабри 103
4.Принятие решения 108
Принятие решения как горячий когнитивный процесс 108
Принятие решения штурманом и пилотом 110
Методика 4.1. Моделирование полета в сложных метеоусловиях 114
Принятие решения как горячий когнитивный процесс 117
Методики (перечень) 117
Темы для размышления: 117
Материалы для изучения:Принятие решения. Конфликт, выбор и обязательство (И. Джанис, Л. Манн) 118
Система профессионального тренинга: стиль принятия решения и взаимодействия в сложных ситуациях. Р. Блейк, Дж.Маутон 120
Методика 4.3. Обучение пилотов принятию решения 124
Методика 4.4. Тренажер для отработки принятия решения 127
Ситуационная противоаварийная тренировка. 128
Принципы первоначального обучения. Ф. Бреке 129
Методика 4. 5. Контроль качества принятия решения курсантом 130
Таблица 4.3. Результаты по 18 задачам, выполненным в проверочном полете. 131
Часть II. Субъект: профессиональный опыт 133
5.Операционально-смысловые структуры опыта 133
Пространство и человек 133
Память и профессиональный опыт 138
Действие и память 138
Подходы к анализу профессионального опыта 140
Структуры опыта в когнитивной и генетической психологии 144
Циклические и одиночные действия штурмана в полете 148
Пространственно-временные структуры профессионального опыта 151
Методика 5.1 151
Семантический и другие слои субъективного опыта 162
Методика 5.2. Функциональные единицы памяти авиадиспетчера 165
Методики 174
Темы для размышления 174
6.Команда и совместная деятельность 175
Совместная деятельность операторской команды 175
Методика 6.1. Взаимодействие и отношения в экипаже. 181
Методика 6.2. Совместные действия экипажа в полете 187
Методика 6.3. Частотный анализ рассказов летчиков 194
Динамическая модель группового действия 194
Дальнейшая разработка темы: Субъект действия - команда операторов 195
Имитационные модели деятельности операторских команд 196
Специфика операторских групп на транспорте 196
Программы тренировки экипажей 197
Методики (перечень) 197
Темы для размышления 197
Понятие субъекта в психологии (Разработка темы) 197
7. Стремление к опасности и отказы от заданий 199
Эмоции и потребности в труде 199
Методика 7.1. Списки ценностей человека. М. Рокич 223
Методика 7.2. Трансформация зрительных представлений. Гордон 224
Методика 7.3. Яркость-четкость зрительных представлений. Маркс 224
Методика 7.4. Шкала деловых качеств личности авиадиспетчера. 225
Методики (перечень) 226
Темы для размышления 227
Материалы для изучения. Полет и опасность: Радость и страх Д.Джонс. 227
Страх полетов. Т.Странджин 231
,, Любовь и страх полетов” 232
Синдром страха полета у пилотов А. Фрюкхольм 233
Психофизиологические стрессовые реакции у летных команд 236
Конфликт и психологический тип В. Н. Кононова 237
Методика “Цветовое Зеркало” 239
Как различать экстраверсию и интраверсию? К.-Г. Юнг 244
Разработка понятий: выдержки из Юнга 246
Часть III. Объект труда в перцептивном мире 250
8.Перцептивный мир специалиста 250
Перцептивный мир оператора 253
Информационная и концептуальная модели и понятие “перцептивный мир” 265
Перцептивный мир, действие и структуры опыта 267
Дальнейшая разработка темы 270
Методики (перечень) 272
Темы для размышления 272
Материалы для изучения: Оперативныйобраз Д. А. Ошанин 272
9.Временной анализ труда: Как успеть вовремя в трудовой ситуации? 282
Субъект и время 282
Время и субъект: срок и место 284
Время как понятие психологии 286
Время в психологическом анализе 287
Содержание временного знания 295
Операционально-смысловые структуры профессионального опыта 295
Материалы для изучения: Бергсон, Августин, Хайдеггер, Гуссерль 302
Вместо заключения: психологическое содержание труда профессионала 311
Анализ процесса деятельности 311
План лекций и семинарских занятий 323
Раздел первый. Анализ деятельности 323
Занятие 1. Ошибка человека 323
Занятие 2. Профессиональное действие 324
Занятие 3. Задача 324
Занятие 4. Принятие решения 325
Раздел второй. СУБЪЕКТ:СТРУКТУРЫ ОПЫТА 326
Занятие 5. Психосемантика профессионального опыта 326
Занятие 6. Команда и совместная деятельность 326
Занятие 7. Стремление к опасности и отказ от задания 327
Раздел третий. Объект в перцептивном мире 328
Занятие 8. Перцептивный мир 328
Вопросы и методики к экзамену по инженерной психологии 329

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Психологический факультет Инженерная и профессиональная психология

Материалы к курсу
Профессор Ю. К. Стрелков Автор и составитель

Москва, 1998
Введение

Инженерная психология сосредоточена на проектировании, изучении и преобразовании сложных человеко-машинных систем. Профессиональная психология занимается изучением, проектированием и преобразованием труда и жизни профессионала. Психология труда является ближайшей дисциплиной. Все три лежат на пересечении общей, социальной, экспериментальной, возрастной "психологий" и предполагают владение соответствующими понятиями и методами.
В настоящем курсе изложение материала развертывается в нескольких параллельных слоях: методологическом, теоретическом, методическом и практическом. Методология строится на понятиях времени, пространства, энергии, языка, схемы и др. Понятия пространства и времени вводятся на основе исследований А. Августина, И. Канта, А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, П. Флоренского, В. Молчанова, М. Мамардашвили и др. В данном курсе пространство и время разрабатываются как психологические понятия. Этому во многом способствует обращение к анализу языка. Понятие языка вводится со ссылками на работы В. Гумбольдта, А. Потебни, К. Бюлера, В. Бибихина.
Теоретический анализ основан на использовании схемы "субъект-действие-объект-окружающий мир" и принципе "Я-здесь-теперь", понятиях сознания и бессознательного, общения, профессиональной карьеры и др. Важнейшим является принцип целостности, единства, неотделимости души и тела, субъекта и действия. Мы исходим из понятия образа мира и делаем основной акцент на рассмотрении операционально-смысловых структур профессионального опыта. Принцип профессионального развития (от новичка до опытного специалиста): поддержание высокого уровня профессионального мастерства постоянным усилием, работой над совершенствованием профессиональных знаний, умений, навыков и деградация — при остановке. Важным становится понятие профессиональной истории специалиста. Не исключается применение информационно- процессуальных, корреляционных, имитационных моделей для описания и анализа отдельных сторон и моментов трудовой деятельности. Важнейший путь к изучению психики проходит через фиксацию языковых особенностей психики - психолингвистика позволяет глубже понять связь речи и профессионального опыта. Курс содержит несколько сквозных тем: субъект, ошибка, страх, группа (команда), психосемантика (профессионального опыта) и близкое понятие перцептивного мира. Особое внимание уделено переходным процессам и состояниям — введены темы “усложнения”, “перемены места”, “временного перехода” и рассмотрены "путешествия" во времени при быстрых перемещениях на большие расстояния. Рассмотрена тема внутриличностного конфликта профессионала.
Материал курса собран при изучении труда специалистов высокого профессионального уровня. Мы не ограничивались только пилотами и авиадиспетчерами, хотя большинство исследований проведено именно на них. Рассмотрены примеры труда врача, педагога, руководителя, психолога.
Для изучения и моделирования труда индивида и команды применяются методики: интервью, групповая дискуссия, наблюдение за трудом экипажа и др. Совершенно необходимо изучить производственные документы. Мы подробно рассматривали те методики, которые использовали сами. Бланковые методики и простейший метод "карандаш и бумага" вместе с испытанием разнообразных моделей (выполненных либо в виде чертежей, либо действующих моделей с использованием новейшей техники) оказываются полезными средствами сбора информации.
Психология труда, инженерная и профессиональная психология способны решать разнообразные практические задачи: оценка специалиста при продвижении по службе или "списании" на пенсию, отбор из новичков, обучение и переучивание специалистов со стажем, тренажерная подготовка, психологический тренинг, консультирование. Участие в решении проблем профессиональной адаптации, реабилитации и решении глубинных личностных конфликтов выводит профессиональную психологию на междисциплинарные границы (с медицинской психологией и пр.). Работа психолога-практика не обходится без трудностей, которые мы старались показать в курсе достаточно ясно.

скачать СКАЧАТЬ КНИГУ

РЕФЕРАТЫ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ