ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. В. ЛЕОНОВА, О. Н. ЧЕРНЫШЕВА

 

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел I

ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИПРАКШКА АНАЛИЗА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дрент П.Дж., Тиерру X., Уиляемс П.Дж + т де Волфф, Ш, Что тзхое психология труда и организационная психология? (перевод Леоновой А. Б.)

Алгера Дж.А. Анализ трудовых задач и новые технологии (пере¬вод Евсиковой Н*И,) 21

Босман Д. Системный подход к проектированию социотехничес-ких систем (перевод Нистратова А.А~) 39

Патрик Дж.А. Анализ труда, обучение и способность к переносу навыков: некоторые теоретические и практические результаты (пере-вод Солнцевой ГМ-) 61

Данхем Р.Б. Основные составляющие характеристик труда и их измерение (перевод Журбиной Е.Э.) 73

Раздел П

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ДИНАМИКА ТРУДОВЫХ ПЮЦБОСЮВ

Йоханнсен Г, Рабочая нагрузка и ее измерение (перевод Стрел¬кова Ю.К) 88

Парке Д.Л. Современные проблемы и методы оценки рабочей нагрузки (перевод Стрелкова Ю.К) 97

Расмуссен Д ж. Что можно узнать, изучая ошибки людей? (перевод Стрелкова Ю.К.) . 117

Аберг У. Техники реорганизации рутинных видов труда (перевод Нистратова А.А.) 136

Раздел Ш

РАБОТА, СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ

Касл СВ. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде (перев од Леоново йА+Б.) 144

Купер К.Л., Маршалл Дж. Источники стресса "белых ворот¬ничков*' (перевод Чернышевой ОМ.) 179

Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производ¬ственного стресса (перевод ФреккинойЛ.Э.) 205

Хокки Р,, Хамильтон П. Когнитивные паттерны стрессовых состояний (перевод Капицы М.С.)

Хамбергер Л.К., Лоор М. Формирование навыков контроля стрессовых состояний (перевод Кузнецовой А.С)

Раздел IV

ПСИХОЛОГИЯ ПРСКШСШОНАЛА; ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА

Руне Куантанилла С .А,, Вилперт Б. Субъективная значи¬мость труда - научный статус концепции (перевод Нистратова Л.А.) 262

Макмихаэл Э,Дж. Личность, поведение и ситуационные изменения при адаптации к профессиональным стрессам (перевод Евси-ковойНЖ} 276

Бридж ер X. Улучшение согласованности групповых процессов и изменение ценностных ориентации для ооознания и преодоления напряженности в труде (перевод Мдивани М.О) 302

Уайт Г.К. Удовлетворенность трудом и мотивация - разработка практических подходов к их повышению (перевод Нистратова 320 А.И.)

Раздел V

РАЗВИТИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Блэклер Ф, Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы на 90-е годы (перевод Бурмистрова КБ.) 336

Ру Р.А. Проектирование действующих систем: деятельностный подход к разработке систем "человек-компьютер"(перевод Нистра¬това А. А.) 354

Оригинальные названия текстов и источники публикаций 375

Словарь часто употребляемых английских терминов 378

Предметный указатель 403


ПРЕДИСЛОВИЕ
(ОТ РЕДАКТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ)
Предлагаемая вниманию читателя хрестоматия посвящена основ¬ным направлениям психологии труда и организационной психоло¬гии, которые разрабатываются западными исследователями в тече¬ние последних двух десятилетий. Ситуация, сложившаяся в области прикладных исследований трудовой деятельности в отечественной психологии, требует восполнения пробела в такого рода знаниях, который особенно остро ощущается в настоящее время. С одной сто¬роны, интересы практики и осознание обществом важности про¬блем, связанных с профессиональной деятельностью человека, сти¬мулируют интенсивное продолжение прикладных психологических исследований, с другой - отсутствие систематической публикации, новых учебников, фундаментальных руководств, методических посо¬бий затрудняет ориентацию и мешает качественной подготовке спе-циалистов. Это прежде всего касается издания работ современных западных исследователей, которые в русских переводах появляются сравнительно редко, чаще всего фрагментарны и не отражают всего спектра ведущихся разработок. При подготовке настоящей хресто¬матии мы попытались хотя бы частично устранить этот дефицит.
Термин "психология труда и организационная психология" зву¬чит для нас несколько непривычно. В отечественной психологии круг прикладных проблем, связанных с анализом трудовой деятель¬ности, соотносится с такими дисциплинами, как психология труда, инженерная психология и эргономика. В то же время на Западе "пси¬хология труда и организационная психология" - это общеупотреби-мый термин (иногда он, правда, выглчдит как "индустриальная и организационная психология", но суть дела при этом не меняется).
Организационная психология возникла в50-х-60-х годах на сты¬ке традиционной психологии труда и социальной психологии, когда в поле зрения специалистов "по человеческому фактору" стали все чаще попадать проблемы, связанные с рассмотрением работы чело¬века в рамках целостных организаций - промышленных предпри¬ятий, разного рода служб и учреждений. К середине 70-х годов в компдексе психологических наук о труде фактически произошло раз¬деление на две самостоятельные области: собственно инженерную психологию и эргономику, рассматривающую прежде всего систему отношений "чеяовек-техняка", и ее более "гуманизированную ветвь" - психологию труда и организационную психологию, при¬дающую большее значение психологическим особенностям дейст¬вующей личности и ее взаимоотношениям с окружающими, С того времени психология труда и организационная психология начала
приобретать и свои собственные институциализированные формы, были утверждены соответствующие квалификационные требования и ученые степени, организованы первые профессиональные ассоциа¬ции, стали выпускаться специализированные научные периодиче-ские издания. Конечно, описанное подразделение тематики доста¬точно условно, примером тому является содержание ряда из пред¬ставленных в хрестоматии статей.
Однако традиционные инженерно-психологические и эргономиче¬ские подходы, обогащенные идеями индивидуально-психологиче¬ской ориентации и организационного взаимодействия, открыли но¬вые перспективы в изучении трудовой деятельности, особенно важ¬ные на этапе ее кардинальных преобразований - уходу в прошлое тяжелых форм физического труда и широкому распространению ин¬формационных технологий.
При отборе материалов для хрестоматии мы хотели дать развер¬нутую панораму исследований, проводившихся в конце 70-х и 80-х годах, которые заложили основы и задали ведущие направления экс¬периментально-прикладным разработкам, в рамках которых ведется обсуждение соответствующих проблем и в наши дни. Это определи¬ло приоритеты в выборе статей. Прежде всего, предпочтете отдава¬лось обзорным и методологическим работам, в которых, нарзду с фактологией, обсуждаю!:ся концептуальные схемы анализа тех или иных вопросов, применяемый понятийный аппарат и возможные формы их методической реализации, приводятся примеры конкрет¬ных прикладных и экспериментальных исследований, а также описа¬ние методических процедур, используемых в целях анализа и опти¬мизации труда.
При подготовке хрестоматии мы обратились к работам наиболее известных авторов и/или пользующихся авторитетом в научном ми¬ре исследовательских групп, продолжающих работать и в настоящее время и имеющих высокий индекс цитирования в современной лите-ратуре. Кроме того, статьи и фрагменты из книг выбирались из наи¬более солидных изданий, включенных в обязательную программу подготовки студентов по специализации "психология труда и орга¬низационная психология" в большинстве западных университетов. Это позволяет нам надеяться* что в хрестоматии отражен некоторый "сухой остаток" знаний из обширной области эмпирических иссле¬дований, проводившихся в течение нескольких десятилетий и выдер¬жавших испытание временем.
Хрестоматия состоит из пяти разделов, соответствующих общей логике анализ а трудо вой деятель н о ста человека:
-описание теоретико-методологических подходов, применяемых на уровне анализа целостной деятельности (Раздел L "Теория, ме¬тоды и практика анализа трудовой деятельности");
- анализ факторов, присущих содержанию трудовых процессов, которые влияют на надежность и эффективность поведения чело-века (Раздел 2. "Характеристики и динамика трудовых процес¬сов");
- характеристика причин и условий, провоцирующих возникнове¬ние отклонений в процессах обеспечения нормальной жизнедея¬тельности работающего и несущих угрозу для физического и пси¬хического здоровья человека (Раздел 3. "Работа, стресс и здоро¬вье");
- осмысление значимости индавиодально-психояогических и лич¬ностных факторов, определяющих отношение трудящегося к сво¬ей работе и особенности групповых взаимодействий (Раздел 4, "Психология профессионала: индивид, личность, группа");
- анализ возможностей применения психологических знаний в но¬вых сферах профессиональной деятельности, связанных с распро¬странением "информационных технологий" (Раздел 5, "Развитие новых технологий и организационная психология").
Безусловно, такая схема представления материала хрестоматии не охватывает всего многообразия существующих подходов и конкрет¬ной проблематики, разрабатываемой в данной области. Некоторые из традиционных вопросов, например профессиональный отбор, производственное обучение, специальная подготовка, организация рабочих мест и пр., в явном виде не отражены в заголовках статей, хотя контекстуально они анализируются в целом ряде предлагаемых работ.
Кроме того, существует и некоторая "размытость" границ между работами, помещенными в разные отделы, С одной стороны, это ес¬тественное следствие сложности и взаимосвязанное^ различных ас¬пектов рассмотрения "человека в труде'\ при котором анализ одно¬го фактора с неизбежностью требует упоминания и осмысления дру¬гих причин и возможностей. С другой стороны» в этом проявляется неразработанность концептуального аппарата, общепринятой тер¬минологии и устоявшихся методических схем, которые затрудняют проведение четеого, систематизированного описания. В частности, это касается употребления термина "стресс" - одного из наиболее ге¬нерализованных и общеупотребимых понятий в западной приклад¬ной психологии, обращение к которому неожиданно встречается в самых разных контекстах и отражает, скорее существование некото¬рых важных реалий, нежели степень его детализированной прора¬ботки.
Общее впечатление, возникающее после прочтения большинства включенных в хрестоматию работ, вызывает ощущение некото¬рой "знакомости" - тот же интенсивный методологический поиск, попытки обобщения и концептуализации, конфронтация мнений и
5
острые терминологические дискуссии, которые доминируют и в ра¬ботах отечественных авторов. Многие из предлагаемых подходов и методических решений также отчетливо перекликаются с тем* что было сделано или делается "у нас1*. Нам представляется, что в этой возможности "узнавать", синтезе "знакомого" и "нового1*, обога¬щенном иной эмпирией и опытом исследовательских традиций, со¬стоит главная ценность представленных материалов. Не проведение упрощенных противопоставлений типа "у нас" - "у них", "хорошо-плохо", "знакомо-незнакомо*', а обеспечение возможности сопоста¬вить, оценить, самостоятельно проанализировать существующие по¬зиции и мнения являлось основной целью нашей работы. В этом ви¬дится тот реальный прирост знаний, который может дать более глу¬бокое проникновение в суть и содержание исследований наших кол¬лег на Западе.
Нередко в статьях, особенно обзорных, читатель встречается с об¬суждением, казалось бы, посторонних вопросов, касающихся разви¬тия человека в раннем детстве и воспитания в семье, его поведения в обычных житейских ситуациях, общих мировоззренческих устано¬вок, оказания психотерапевтической помощи и пр. Иногда удивляет и непривычная для научной стилистики работ форма изложения ма¬териалов. Однако все это не случайность, а отражение той интенсив¬ной работы, которую ведут исследователи на протяжении последне¬го десятилетия по обогащению содержания главного объекта изуче¬ния - работающего человека. Не абстрактный оператор, а живой» действующий человек ежедневно приходит на реальное рабочее ме¬сто, привнося все богатство своего индивидуального опыта, стрем¬лений и установок в социально-регламентированшле рамки трудо¬вых ситуаций. Поэтому предпринимаемые попытки включить в об¬ласть научного анализа все это многообразие проявлений и индиви¬дуальных особенностей является необходимым шагом на пути созда¬ния жизнеспособной практической психологии.
К ним следует отнестись со всем вниманием и совместно с автора¬ми попытаться увязать их с традиционной проблематикой психоло¬гии труда и инженерной психологии.
В хрестоматию включены частично сокращенные и адаптирован¬ные переводы статей и отдельных глав из книг, изданных на англий¬ском языке, с сохранением авторского характера изложения, формы обсуждения данных и цитирования литературы. Но по своему содер-жанию и направленности она отличается от типичного сборника на¬учных статей. Во-первых, как уже отмечалось, в нее включены рабо¬ты известных специалистов, в которых кристаллизируется накоплен¬ный за десятилетия опыт становления психологии труда и организа¬ционной психологии как самостоятельной дисшшлины. Читатель может познакомиться с развернутым обоснованием концепций, по¬нятийного аппарата и описанием методических средств, которые, в
силу своей распространенности в текущей литературе, часта упоми¬наются в чрезвычайно сжатом виде и используются как нечто само собой разумеющееся, не требующее специальных комментариев и расшифровки. Во-вторых, сохраненные стиль и форма авторитетных публикаций дают примеры принятых в настоящее время во всем ми¬ре норм подготовки научных работ, способов ведения дискуссий, форм обработай и представления эмпирических данных. Это обстоя¬тельство также представляется весьма полезным для подготовки бу¬дущих специалистов, особенно если учесть относительную "новиз¬ну" использования методов количественной обработки данных и психометрических средств в отечественной прикладной психологии. В-третьих, в каждой работе почти полностью сохранен перечень ли¬тературных источников, к которым апеллировали авторы. Помимо требования точности, необходимой во всякой научной публикации, мы исходили и из других соображений, сохраняя эти обширные пе¬речни. Внимательное прочтение списка литературы представляется весьма полезным делом, и не только потому, что задает опредеден-ные нормы обращения к работам и цитирования других авторов. На фоне отсутствия в отечественных библиотеках систематической под¬борки специальных книг и западной научной периодики это позво¬ляет составить представление о более широком круге авторов, наи¬более известных трудах по кавдому конкретному вопросу, названи¬ях основных специальных журналов я других формах активной на-учиой жизни* в которых будущие специалисты смогут принять уча* егие. Кроме того, в заголовках публикаций отражена та "живая" терминология, которая характеризует ключевые моменты в той или иной постановке исследуемых проблем.
Все вышесказанное позволяет нам надеяться, что подготовленная хрестоматия в какой-то мере составляет ориентировочную основу в той области знаний, которая сейчас называется психологией труда и организационной психологией.
Хрестоматия предназначена, в первую очередь, для студентов и аспирантов, специализирующихся в прикладных отраслях психоло¬гии, эргономики, физиологии и гигиене труда. Ее материалы могут быть использованы в общих курсах по психологии труда, инженер¬ной психологии» социальной психологии, эргоношяси, организации производства и менеджмента, а также при проведении специальных семинаров и практических занятий в рамках указанных дисциплин.


скачать СКАЧАТЬ КНИГУ

РЕФЕРАТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМ ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ