КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ, ДИПЛОМ ПО ПСИХОЛОГИИ
Материал - ПСИХОЛОГИЯ

1. НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ


   После завершения сбора материалов по теме можно переходить к написанию работы; необходимо выдерживать научный стиль, грамотное и правильное оформление; не должно быть сокращений слов за исключением общепринятых. Текст работы состоит из введения, нескольких разделов основной части, заключения и списка литературы, на которую делаются ссылки; в конце может быть помещено приложение (если в нем есть необходимость).

   Реферат, курсовая и дипломная работа должны быть написаны грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка и выдержаны в научном стиле. На это важно обратить особое внимание при использовании материала учебников, научно-популярных книг и статей, которые обычно пишутся в ином жанре. Для того чтобы освоить стилистику научной речи, студенту необходимо при чтении научных работ обращать внимание на язык, которым они пишутся.
Литературное разнообразие формулировок полезно, но не обязательно. В то же время не рекомендуется повторение одного и того же слова в пределах нескольких предложений если это не специальный термин, без которого нельзя обойтись.

   В научном тексте в отличие от литературного обычно преобладают устойчивые структуры и обороты, используется много штампов. По мнению В. Н. Дружинина, роль этих штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные особенности или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок» для нового научного содержания (Дружинин, 1997, с. 229).

  О структуре построения работы. Квалификационная работа начинается с раздела «Введение», который не нумеруется. Содержание данного раздела может несколько отличаться в зависимости от того, является ли работа реферативной или содержит описание эмпирического исследования. Во «Введении» обычно обосновывается актуальность работы, характеризуются ее предмет, объект, цели, задачи, новизна исследования, используемые методы и дается краткий обзор всей работы: содержание каждого раздела, включая список литературы и приложения. Рекомендуемый общий объем «Введения» - не более 3—5 страниц. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако полезно ключевые слова («актуальность работы», «предмет исследования», «объект исследования», «цель работы», «задачи работы, «методы исследования» и т.п.) выделять подчеркиванием, или жирным шрифтом, или курсивом, но не заключать в кавычки.
После «Введения» следует основная часть работы; она имеет несколько разделов в зависимости от своего объема. Следует избегать больших диспропорций в объеме отдельных разделов. Каждый раздел и подраздел этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание.
Названия типа «Основная часть», «Литературный обзор» «Практическая часть» и т.п. обычно не рекомендуются. Наиболее крупные разделы дипломной работы могут быть названы «главами». Например, «Глава 1. Проблема стресса в психологии». Рефераты и курсовые работы, которые имеют небольшой объем, на главы не делятся. В них выделяются разделы: 1,2, 3... и подразделы: 1.1, 1.2,1.3... и т.п. В целом современная издательская тенденция состоит в том, что в тех случаях, когда главы и разделы книги нумеруются, слова «глава» и «раздел» все чаще опускаются, хотя это и не является обязательным правилом. Употребление символа параграф (§) считается устаревшим, Заголовок каждого раздела, обозначенного в «Оглавлении», в тексте работы печатается прописными буквами или жирным шрифтом, нумеруется соответствующим образом, располагается в середине строки и отделяется от предшествующего и последующего текста тройным интервалом. Точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения заголовков не используются. Переносы слов в заголовках не допускаются. Введение, каждую новую главу, заключение, список литературы, приложение целесообразно начинать с новой страницы. Более мелкие подразделы начинать с новой страницы не рекомендуется.
При написании работы ее необходимо рационально структурировать. Основная часть обычно состоит из двух или трех глав: одна посвящена анализу литературы по проблеме, а другая (другие) — описанию эмпирического исследования. Обзор заголовков глав и разделов уже должен характеризовать определенную логику, использованную в работе. Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность изложения. При этом следует помнить, что слишком большие подразделы (более 7 страниц) затрудняют понимание читателем логики вашего изложения. Однако слишком короткие подразделы (1-2 страницы) также нецелесообразны, т.к. не дают достаточно места для полного раскрытия даже небольшой проблемы или вопроса. Если глава или раздел разбиваются на более мелкие части, то количество последних должно быть не менее двух. Например, после подраздела 2.1 совершенно необходим, по крайней мере, подраздел 2.2. В противном случае разделение раздела на один подраздел, очевидно, теряет смысл.
Часто целесообразно разделение глав или разделов текста на более мелкие. Оно помогает структурированию работы. Возможно структурирование трех уровней (если в этом есть необходимость), например:
Глава 1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.2
1.2.1
1.2.2
Глава 2.
2.1
2.1.1
2.1.2
2.2
2.2.1
2.2.2

и т.д.
Слишком детальное структурирование будет затруднять общий обзор страницы «Оглавление» и работы в целом. Для лучшего восприятия текста в нем могут жирным шрифтом, подчеркиванием или отступами выделяться ненумерованные разделы, однако выносить их на страницу «Оглавления» не нужно.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Важнейшей частью преддипломной курсовой по психологии, а также дипломной работы студента считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Эмпирическое исследование по дипломной работе может выполняться в области фундаментальных или прикладных отраслей психологии. Проект эмпирического исследования или практической психологической работы разрабатывается студентом с помощью научного руководителя. Курсовой или дипломный проект предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической психологической работы. Этот объем определяется количеством испытуемых, которые были обследованы; количеством использованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обработки и анализа полученных данных. Все это должны учитывать студент и научный руководитель при планировании исследования, а аттестационная комиссия при оценке работы. Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.
Эмпирическое исследование или инновационная работа в области практической психологии должны быть направлены на решение актуальной проблемы. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная актуальность - необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследования в соответствующей области психологии.


Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:


1. Определение предмета и объекта исследования, поста¬новка его цели и задач.
2. Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез.
3. Проведение исследования, направленного на сбор эм¬пирического материала.
4. Качественная и количественная обработка данных.
5. Обсуждение и интерпретация данных.
6. Формулировка выводов, подтверждающих или опро¬вергающих гипотезы.

3. ОПИСАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Важно не только провести исследование, но и правильно описать его. Разделу, содержащему описание эмпирического исследования или разработки в области практической психологии, целесообразно дать название, отражающее суть содержания излагаемого материала, не ограничиваясь словами «практическая часть».
Рекомендуется следующая структура этого раздела:
1. Цель и задачи эмпирического исследования, характеристика выборки.
2. Методы и методики.
3. Результаты.
4. Обсуждение результатов.
Прежде всего, должны быть четко обоснованы и сформулированы цели и задачи эмпирического исследования или практической разработки, подробно охарактеризована выборка испытуемых, описаны методы и методики, используемые студентом в своей работе, обоснована целесообразность и особенности их применения для решения поставленных задач. В случае практической психологической работы должны быть описаны основные этапы разработки методики или адаптации существующей методики к условиям выборки данного типа. При этом характеризуются эмпирические показатели, получаемые в исследовании, или критерии для оценки практической психологической работы, способы их количественной и качественной обработки и интерпретации,
В последующих разделах последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный анализ, обсуждение и интерпретация, делаются выводы. Если цель квалификационной работы — создание практической методики, то важно дать детальное описание ее процедуры, задач на каждом этапе (психодиагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы и т.д.), особенностей ее использования в опыте студента. При этом необходимо провести самоанализ проведенной работы и ее результатов.
При описании результатов эмпирической работы целесообразно сначала дать общую их оценку, далее перейти к более детальному описанию полученных данных. Лучше перечислять их упорядочение, подразделяя на виды. Например, объективные и субъективные, исходные и вычисленные и т.д.
Результаты эмпирического исследования должны быть представлены, прежде всего, в числовых значениях измеряемых величин:
1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);
2) абсолютные и относительные частоты;
3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия);
4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;
5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д., в общем, все показатели, которые доказывают выводы работы.
В тексте работы не нужно приводить формулы для подсчета типичных статистических критериев и описывать процедуру их вычисления. Предполагается, что рецензировать работу будет квалифицированный специалист, знакомый с основами математической статистики. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы. При описании результатов необ-ходимо привести средние показатели по выборке, указать на значимость различий, описать соответствующие коэффициенты корреляции или другие математико-статистические критерии, применявшиеся при обработке данных. Далее в скобках обязательно указывается уровень статистической значимости полученных результатов. Указания на статистическую значимость могут даваться в одной из следующих форм;
1) различия достоверны на 5 %-м (1 %-м) уровне значимости;
2) (р< 0,05) или (р<0,01);
3) (а<0,05) или (а<0,01).
Традиционно в психологии принято учитывать только эти два уровня статистической значимости. Поэтому в таблицах критических значений обычно эти два уровня и приводятся. Хотя в ряде исследовательских задач может быть полезно использование других уровней значимости.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы нумеруются порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. До¬пускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула, то ее не нумеруют.
При изложении результатов проведенного исследования целесообразно придерживаться ранее установленной последовательности задач. Лучше начинать с общих аспектов, переходя к аспектам более частным.
Описывать эмпирическое исследование следует упорядочение, разбивая на смысловые абзацы и разделы. Писать нужно по возможности просто и кратко. Важной особенностью этих разделов должна быть доказательность. Типичная логика изложения результатов эмпирического исследования предполагает представление результатов, их анализ и формулировку выводов. Следует иметь в виду, что количественные показатели позволяют сравнивать разнородные данные. Важно использовать и качественные показатели. При изложении результатов разработки методики практической психологической работы соблюдаются в основном те же самые требования, что и при описании научного исследования. При описании разработки психодиагностической методики необходимо привести основные психометрические показатели, полученные на каждом этапе. При описании методики консультирования, коррекционной, развивающей работы, а также методик психопрофилактики и психологического просвещения важно ориентироваться на требования к представлению формирующего эксперимента. Следует привести конкретные показатели, характеризующие изменения в поведении, типе реакций, личности, психических функциях, в деятельности, состоянии испытуемых (или клиентов) на протяжении консультационной, психотерапевтической, психокоррекционной или развивающей работы. Сравнение психологических показателей до и после проведенной практической работы позволяет убедительно доказать значимость этих изменений. Большую доказательность результатам придает сопоставление в исследовании экспериментальной и контрольной групп, эмпирическое сравнение эффективности разработанной и уже существующих методик.
Характерный стиль изложения результатов эмпирического исследования или практической психологической работы подчиняется следующей логике:
— Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики...
— Они представлены в таблице 3.
— Как видно из таблицы 3, испытуемые... отличаются (характеризуются) ...
— Таким образом, можно сделать вывод, что...
Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая логическая последовательность изложения придает большую убедительность представляемым данным. Важно помнить, что главная особенность как научного исследования, так и научно обоснованной разработки в области практической психологии заключается в доказательности и достоверности получаемых новых знаний. А доказательность результатам придают факты, выраженные в качественной и количественной форме. Поэтому их представлению в работе нужно уделять особое внимание.
Полезно привести типичные характеристики и примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения. При этом важно помнить об этической стороне в работе психолога. Данные конкретного испытуемого приводятся анонимно. Типичной формой называния испытуемого является употребление его имени и инициалов (например, «испытуемый Женя К. обнаружил...»)

4. ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Прежде чем представлять работу научному руководителю, а тем более готовить окончательный ее вариант для сдачи на кафедру, студент должен внимательно перечитать ее текст, критически оценивая собственную логику изложения, ясность описания материала, степень убедительности и доказательности, стилистическое и грамматическое оформление письменной речи.
Реферативная, курсовая и дипломная работа включает следующие разделы:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Литература;
- Приложение.

Титульный лист работы оформляется следующим образом:
Название учебного заведения, в котором выполнялась работа Название кафедры, на которой выполнялась работа
Тема работы (крупным шрифтом) Название квалификационной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа - более мелким шрифтом)
Автор работы: фамилия, имя, отчество, факультет, курс, группа
Научный руководитель:
фамилия, имя, отчество,
ученая степень, должность
город, год написания работы
Следующая после титульного листа страница — «Оглавление». Она включает в себя названия всех разделов и подразделов текста работы, начиная с раздела «Введение» и кончая разделами «Литература» или «Приложение» (если таковое имеется). При этом в правой части страницы листа «Оглавление» точно напротив названия разделов указываются номера страниц, на которых начинаются соответствующие разделы.
На страницах, где начинается текст этих разделов, печатаются номера (если раздел работы является нумеруемым) и заголовки разделов и подразделов. Заголовки подразделов печатаются более мелким шрифтом, чем заголовки разделов, но достаточно выделяющимся по сравнению с основным текстом.
Дипломную работу необходимо печатать в двух экземплярах, один из которых сдается в комиссию, а другой остается у самого студента. При написании или печатании курсовой работы студенту рекомендуется сохранять у себя копии всех материалов и текста, так как работа остается в качестве документа на соответствующей кафедре.
Объем реферата, курсовой или дипломной работы должен быть достаточным для раскрытия рассматриваемой проблемы. Чаще всего для реферата и курсовой работы реферативного типа для этого бывает достаточно 1—1,5 авторских листа. Один авторский лист равняется 40 000 печатных знаков с пробелами, что соответствует примерно 24 страницам машинописного текста при двойном интервале между строками и 17 страницам — при полуторном интервале. При этом на странице обычно помещается 28-30 строк. Строка, как правило, включает 60—65 символов (букв и знаков препинания). Текст работы печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм). При подготовке работы на компьютере рекомендуется использовать кегль (размер шрифта) 12 или 14 через 1,5 или 2 интервала, то есть 60—65 символов (букв и знаков препинания) в строке, 28-30 строк на стра¬нице текста. В редакторе Microsoft Word имеется функция автоматического подсчета числа знаков во всем тексте либо в его выделенном фрагменте (меню «Сервис» - «Статистика»).
На 3-м курсе курсовая выполняется в большем объеме, обязательно включая описание опытно-экспериментальной или практической работы, проведенной автором, Объем ее, как правило, находится в пределах 2 печатных (авторских) листов.
Объем дипломной работы обычно составляет около 3 печатных (авторских) листов. В случае большого количества материала, собранного в процессе работы, важной задачей студента оказывается отбор главного, наиболее существенного, необходимого для раскрытия темы и представляющего наибольшую ценность для доказательства основных положений работы. Некоторые материалы справочного характера могут быть помещены в приложении. Приложение не входит в общий объем работы.
Текст дипломной работы печатается на пишущей машинке или принтере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. При печати необходимо оставлять поля: левое — не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее — не менее 20 мм, нижнее — не менее 25 мм. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация страниц работы начинается с титульного листа, при этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. На титульном листе номер страницы не ставится. Нумероваться страницы могут вверху или внизу листа по центру. Иллюстрации, таблицы, графики могут помещаться в текст работы или на отдельные страницы (листы), которые включаются в общую нумерацию. Дипломная работа должна быть сброшюрована.