Рыбалко Е.Ф. - Возрастная и дифференциальная психология

Рыбалко Е.Ф. - Возрастная и дифференциальная психология

В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале — детская,, затем школьная психология, психогеронтология и, наконец, ак-меология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психоло-гии, посвященным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как относительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возрастным симп-томокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен -И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психических функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна-изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, (Чувств и пр.», — писал ученый [28, с. 208].

С. Л. Рубинштейн [26] включил генетические проблемы в истему общей психологии, рассматривая понятие развития в ачестве важнейшего методологического принципа психологиче-кой науки. В его трудах наряду с обобщением фактов развитии психических функций и способностей у детей и кольников дается целостное описание развития личности, са-осознания на протяжении всего жизненного пути человека.

Принципиально новые возможности для более глубокого онимания проблем возрастной психологии открывают труды . Г. Ананьева, который рассматривал психическое развитие в истеме человекознания в качестве предмета целого комплекса !наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и личностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и индивидуальности. Различая эти свойства, он вместе с тем подчеркивал их единую историческую природу.

Специальное рассмотрение развития в его разных проявлениях имеет важное значение для понимания того, как возникает человеческая индивидуальность и происходит слияние биологического и социального. Б. Г. Ананьев определял индивидуальность человека «как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [4, с. 48]. Сочетание дифференцированного и интегрального подхо-дов к индивидуальному развитию приводит, по мнению Б. Г. Ананьева, к накоплению новых знаний о развитии человека, к созданию новой синтетической дисциплины — онтопсихологии, где устанавливаются соотношения и взаимосвязи индивидных и личностных свойств на протяжении всего жизненного пути человека. Исследование общих закономерностей и их модификаций в различных подструктурах человеческого развития является одним из путей познания его единства и целостности. Такой подход служит научной основой для диагностики и управления развитием отдельных людей.

Психологическое изучение индивидуального развития основывается на марксистской философии. Категория развития занимает одно из центральных мест в материалистической диалектике, которую В. И. Ленин определил как «самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии...» [1, с. 53]. Возможности содержательного анализа категории развития, установления его специфики в зависимости от форм движения материи открываются при соединении двух принципов — развития и единства мира. На это указывал В. И. Ленин: «.. .всеобщий принцип развития надо соеди-нить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи» [2, с. 229]. В современной философии разрабатывается системный подход, который позволяет точнее выявить специфику уровней, «развести» закономерности разного рода, установить реальные соотношения, что способствует более полному и более правильному пониманию развития как многомерного и многоуровневого явления [14; 23].

Положение марксистской философии о том, что время является одной из основных форм движения материи, имеет основополагающее значение для понимания развития в психологии [5; 16; 17; 21; 30]. В психологии продолжительность формирования личности не совпадает со сроками жизни индивида. «Личность всегда моложе индивида в одном и том же человеке; история личности или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже»

[4, с. 108]. В современных философских работах рассмотрение процессов развития осуществляется на основе системного подхода, анализа связей и характера взаимодействий в различных системах [12; 19]. В работах философов подчеркиваются сложные, противоречивые отношения прогресса и регресса в их диалектическом единстве [9; 19; 22; 23], что имеет важное значение для раскрытия сложности и противоречивости психического развития как многокачественного, системного образо-вания. «Проблема развития — это прежде всего проблема развития систем. На первый план выдвигается исследование структуры процесса развития и критериев ступеней развития систем» [19, с. 36]. В методологическом плане в качестве существенного признака развития выделяется степень его целостности, а само развитие трактуется как повышение уровня организации [12; 23; 27].

Проблема детерминизма в марксистско-ленинской философии разрабатывается на основе принципа всеобщей связи явлений материального мира [3; 6; 7; 8; 13; 19; 24; 31]. Собственные характеристики психического развития, рассматривающегося в философии в качестве относительно самостоятельного объекта исследования [19], могут быть поняты лишь путем конкретизации наиболее общих и основных закономерностей, которые присущи развитию как общей философской категории. Для более глубокого понимания психического развития важно также содержательное применение материалистической диалектики и закономерностей, открытых в развитии живых систем, с одной стороны, и в развитии общественных формаций — с другой, которые своеобразно преломляются и действуют в человеческом развитии.

В данной книге рассмотрение психического развития осуществлено в возрастном плане и охватывает весь жизненный цикл человека. Психическое развитие анализируется как многомерное, многоуровневое целостное образование; выявляются его общие закономерности; показываются их специфические проявления в формировании основных подструктур человека в отдельные периоды жизни.




ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................. 3
Часть первая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ психики.............. 7
Глава I. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
психологии.............
§ 1. Предмет возрастной и дифференциальной психологии . . § 2. Классификация методов возрастной и дифференциальной
психологии............. 11
§ 3. Прикладное и теоретическое значение возрастной и диффе- -
ренциальной психологин, ее задачи ....... 18
Г л а в а II. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
ЧЕЛОВЕКА ......... ..... 24
§ 1. Видовая специфика биологического в развитии человека . .
§ 2. Генетические уровни психофизиологической организации и
ее развитие.............. 34
§ 3. Социальное в развитии человека и его психики .... 40
Глава III. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА...........56
§ 1. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной
динамики психики............
§ 2. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития 69
§ 3. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни
человека..............68
§ 4. Видовые изменения временной структуры развития человека
и его психики.............76
Глава IV. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧР.СКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИ-ДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА........85
§ 1. Значение структурно-генетического подхода в естествознании и психологии............86
§ 2. Структурная характеристика возрастной динамики психофизиологических функций.......... 93
§ 3. Структурно-динамическая характеристика личности . . . 104
252
Г л а в а V. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗБИТИЯ ЧЕЛОВЕКА . .
§ 1. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии ................
§ 2. Игра и ее роль в психическом развитии......
Часть вторая ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА . ...............
Г л а в а I. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ.......
I" л а в а II. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД..........
Г л а в а Ш. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД . . Глава IV. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД..........
§ 1. Развитие психофизиологических функций ......
§ 2. Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности ..............
§ 3. Психологическая готовность к школьному обучению .
Г л а в а V. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД...........
§ !. Развитие психофизиологических функций......
§ 2. Формирование субъекта учебно-познавательной деятельности
§ 3. Формирование личности .......
глава VT. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ.......... .
§ 1. Возрастной подход к изучению взрослого человека § 2. Возрастная динамика психофизиологических функций . § 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности...........
Глава VII. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА..........
§ 1. Геронтогенез на разны.у уровнях индивидной организации человека ..............
§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций .
§ 3. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности............

скачать СКАЧАТЬ КНИГУ

РЕФЕРАТЫ ПО Возрастной психологии (дифференциальной)
КУРСОВАЯ ПО Возрастной психологии (дифференциальной)
ДИПЛОМ ПО Возрастной психологии (дифференциальной)